Типология архивов

Эта статья представит типологию российских архивов, продемонстрирует, кому они подчиняются и какими законами регулируются, и чем отличаются друг от друга. 

Существуют государственные архивы, ведомственные архивы, муниципальные архивы и негосударственные архивы. Деятельность всех архивов регулируется федеральным законом «Об архивном деле в Российской федерации», принятом в 2004 году. Кроме того, действует около 50 законодательных актов, касающихся архивной сферы, часть из них мы добавили в раздел «Законодательство: доступ к архивной информации». Только архивные документы, прошедшие экспертизу ценности, являются документом Архивного фонда РФ и подлежат постоянному хранению. Все архивы делятся на те, которые могут хранить документы Архивного фонда временно или постоянно. 

К государственным относятся федеральные архивы и архивы субъектов Российской Федерации — региональные архивы. И федеральные, и региональные архивы делятся на два подвида: исторические некомплектующиеся архивы и комплектующиеся специализированные архивы.

Есть всего 15 федеральных архивов. Федеральные архивы подчиняются Росархиву — Федеральному архивному агентству, ведущему учет документов Архивного фонда РФ. Региональные архивы подчиняются региональной администрации, а Росархив дает им рекомендации как методический центр. Однако бывает двойное подчинение: может оказаться, что архив подчиняется не только региональным, но и федеральным властям. Для исследователя это важно, поскольку каждая ступень руководства может наложить свои ограничения на доступ к конкретным документам.

Муниципальные архивы бывают районные и городские. Среди них есть архивы органов местного самоуправления и кооперированные архивы, в которых хранятся документы местных учреждений, организаций, предприятий по личному составу.

Ведомственные архивы можно разделить на три типа: текущие архивы ведомств, текущие архивы учреждений, входящих в состав ведомственных систем, и специализированные отраслевые ведомственные фонды. Ведомственные архивы является структурным подразделением ведомства, к которому принадлежат, и подчиняются непосредственно ему. Это значит что, они вольны разрешать и не разрешать доступ к документам на усмотрение администрации архива. 

Ведомственные архивы могут хранить документы только временно или депозитарно. По истечению срока документы должны быть переданы в Росархив, где осуществляется их постоянное хранение. Срок и условия депозитарного хранения определяются в договоре, который должен быть заключен между ведомственным архивом и Росархивом, но в свободном доступе информации об этих договорах нет. 

Документы о массовых репрессиях и рассекреченные документы ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ, а также архивные уголовные дела реабилитированных и нереабилитированных граждан были созданы органами безопасности, правопреемником которых в настоящее время является ФСБ, в архивах которого хранится подавляющее большинство этих дел.

Негосударственные архивы могут быть разнообразные, но можно выделить три основные категории: архивы физических лиц, архивы приватизированных предприятий, учреждений и организаций, и архивы общественных объединений. К архивам общественных организаций относятся, например, архивы политических партий и религиозных организаций. 
Каждое физическое и юридическое лицо вправе создавать собственные архивы, но также оно по закону несет ответственность за состояние и обеспечение сохранности ценного документа. Главный документ, определяющий взаимотношения между собственниками негосударственного архива и Государственной архивной службой — договор, в котором прописаны права и обязанности каждой стороны. Например, если руководитель архива не выполняет обязанности по правильному хранению и использованию особо ценных документов — они могут быть изъяты по решению суда. Негосударственные архивы могут хранить документы Архивного фонда только временно.