Что нужно знать о поиске информации о репрессированных?
Поиск информации о жертвах политических репрессий — дело не всегда простое, и этому много причин. Прежде всего, дело в закрытости советской системы исполнения наказаний. Эта система включала в себя многочисленные практики умолчания: выдачу родным репрессированных ложных справок и свидетельств, невозможность на протяжении долгих лет узнать, что именно случилось с близким человеком после ареста. Более того, часто сама тема репрессий – в семье и в обществе в целом – замалчивалась, и сведения о репрессированных просто терялись. Но если информации сохранилось совсем немного, это не значит, что не стоит продолжать поиск. В первую очередь имеет смысл обратиться к архивам, где сегодня хранятся документы, которые могут помочь узнать больше.
1. С чего начать поиск?
Для начала поиска архивной информации о репрессированных необходимо собрать минимальный набор данных о человеке или группе людей, подвергшихся репрессии: фамилия, имя и отчество разыскиваемого человека (и все возможные их вариации, если неизвестен точный вариант), дата рождения, место жительства человека на момент репрессии.
Не лишним будет попробовать восстановить информацию и о месте рождения, это может пригодиться в дальнейшем поиске.
Если вы ищете информацию о репрессированном родственнике или друге семьи, то этот набор данных можно поискать в семейных воспоминаниях и архивах: для начала расспросить родственников, что они помнят о репрессированных родных, сохранились ли в семье какие-то документы, связанные с ними, фотографии, письма, дневники или другие источники личного происхождения. Если сохранились, их надо внимательно изучить, так как там могут содержаться важные зацепки. Например, в письмах могут сохраниться упоминания о названиях лагерей и другие подобные детали.
Но если в семейных воспоминаниях и архивах сведений не сохранилось, можно попытаться восстановить их другим путем: например, обратиться в архивы ЗАГСов по месту рождения репрессированного или в государственные архивы. Там могут храниться — в метрических или актовых книгах (это зависит от года рождения родственника) — сведения о рождении, смерти, а также о заключении и расторжении брака. Подробнее о поиске биографических сведений мы рассказываем в статье «Как доказать родство?».
2. Поиск в базах данных
С этим набором сведений можно двигаться дальше: искать дополнительную информацию в базах данных, содержащих информацию о жертвах политических репрессий. Например, в онлайн-базе данных «Жертвы политического террора в СССР», составленной Международным Мемориалом на основе Книг памяти жертв политических репрессий, выпущенных или подготовленных к выпуску в разных регионах бывшего СССР. Некоторые Книги памяти (правда, далеко не все) тоже бывают доступны онлайн: их список и другие онлайн-базы данных мы собрали в разделе «Электронные ресурсы».
Введя сведения в поля базы данных и начав поиск, можно сразу найти нужного человека. Но можно и сразу несколько человек, у которых совпадает не только фамилия, имя и отчество, но и даже, например, год рождения. В этом случае пригодятся уточняющие сведения и зацепки – прежде всего, место проживания на момент репрессии, а также место рождения и другие сведения. Сопоставив данные, можно сделать вывод, тот ли это человек, которого вы ищете, или нет. Если дополнительных сведений нет, верифицировать данные из базы будет сложно. В таком случае помогут только запросы в архив и непосредственно знакомство с документами или получение архивной справки по ним.
Если нет сомнений в том, что в базе данных или Книге памяти нашлись сведения о нужном вам человеке, то можно идти дальше. Часто в базе данных приведены сведения о том, какому именно виду репрессии был подвергнут человек. Это важный момент для дальнейшего поиска, так как порой в семьях репрессированных – чаще всего уже у их внуков и правнуков – нет точного знания, какому виду репрессии подвергался их родственник. Ведь в семье могли об этом совсем не говорить, сохраняя в памяти только сам факт репрессии. А от вида репрессии, которому подвергался человек, зависит дальнейший алгоритм поиска и обращения в архивы.
Подробнее о разных видах репрессии и дальнейших алгоритмах поиска мы рассказываем в разделе «Инструкция по поиску архивной информации для разных категорий репрессированных», здесь же рассказываем об особенностях запросов в разные инстанции.
3. Архивы ФСБ
Какие документы хранятся в этих архивах?
В архивных подразделениях ФСБ хранятся:
- архивно-следственные дела на осужденных по политическим статьям, как реабилитированных, так и нереабилитированных
- фильтрационно-проверочные дела на бывших советских военнопленных, а также угнанных на принудительные работы в Германию в 1941–1945 гг.
Из следственного дела можно узнать о предъявленном человеку обвинении, ходе следствия и приговоре. Также следственное дело может стать источником и биографических сведений о человеке. Иногда таких сведений в деле мало, иногда – много. Нередко в следственных делах имеются и материалы по реабилитации (обращения с просьбой о реабилитации, решения о реабилитации и т.д.), а порой и некоторые личные вещи или документы арестованного: письма, дневники, фотографии, заметки и так далее. Подробнее о типах документов, имеющихся в следственном деле, мы рассказываем в разделе «Галерея документов».
Какие услуги оказывает архив?
Архивы ФСБ оказывают услуги по выдаче архивных справок и копий архивных документов на реабилитированных репрессированных. Также у заявителя есть возможность ознакомиться с документами по месту их хранения. Увы, для ознакомления с делом по месту жительства заявителя дела из одного архива ФСБ в другой не пересылаются (даже если заявитель живет во Владивостоке, а дело хранится в Москве).
Услуга по выдаче архивных справок и копий архивных документов (только для родственников, предоставившим документы о подтверждении родства с репрессированным) оказывается бесплатно.
Какими нормативными правовыми актами регулируется оказание услуг архивом?
Кроме основных нормативных правовых актов, регулирующих доступ к информации и архивным документам, архив представляет услуги в соответствии с:
- Законом «О реабилитации жертв политических репрессий»
- «Административным регламентом ФСБ РФ по предоставлению услуги по выдаче архивных справок или копий архивных документов»
- Приказом Минкультуры, МВД и ФСБ («тройственным приказом»)
Кто может стать заявителем?
- гражданин РФ
- юридическое лицо
- их уполномоченный представитель, если по той или иной причине сам заявитель не может отправить запрос или не может приехать в архив посмотреть документы (но в этом случае на этого человека нужно будет оформить доверенность)
Как составить запрос?
Запрос в архив можно составить в свободной форме или воспользоваться формой запроса, которую предлагает ФСБ. В запрос добавьте все имеющиеся сведения о разыскиваемом человеке, включая и сведения из баз данных или Книг памяти.
Сколько ждать ответ?
Срок исполнения запроса архивами ФСБ — 30 календарных дней с момента регистрации запроса. Если для ответа сотрудникам архива нужно будет осуществить дополнительный, более сложный поиск, срок может быть продлен еще на 30 дней.
Как можно отправить запрос?
- через сайт ФСБ
- на электронную почту нужного подразделения (электронные адреса региональных подразделений ФСБ доступны в разделе «Адреса инстанций»)
- через портал Госуслуги
- личным обращением
Что еще важно знать?
Если с момента создания документов из дела уже прошло 75 лет и более, то можно ознакомиться с делом в читальном зале архива, а также получить архивную справку по делу без документов о подтверждении родства. Такой срок устанавливает пункт 3 статьи 25 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»: доступ к документам, которые могут содержать сведения о частной жизни человека, ограничен именно на 75 лет. До этого срока, доступ к архивным документам (которые могут содержать сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни) может получить либо сам гражданин, либо, после его смерти, его наследники, предоставившие документы о подтверждении родства.
Архивные подразделения ФСБ действительно по истечении 75-летнего срока выдают архивные справки по делам реабилитированных жертв репрессий не только родственникам, но и всем желающим ознакомиться с делом. Также после этого срока любой желающий может ознакомиться с делом в читальном зале архива.
Другое дело — копии архивных документов. Их архивы ФСБ делают только родственникам репрессированных, предоставившим документы, подтверждающие родство. Основа для такого решения — статья 11 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий», в которой сказано о праве родственников на получение копий прекращенных уголовных или административных дел. При этом обычно делаются копии только некоторых страниц, в общей сумме составляющих не более 10–20 процентов документов из дела. Эта услуга оказывается бесплатно, платные услуги по копированию документов из следственных дел архивы ФСБ не предоставляют.
Родственники репрессированного, на сегодняшний день не являющиеся гражданами РФ, могут запросить копии документов через консульство своей страны в РФ.
Самостоятельное фотокопирование документов в читальном зале архива ФСБ запрещено. Разрешается только делать выписки из документов от руки или с помощью компьютера (с собой в читальный зал можно взять ноутбук).
Также согласно той же статье 11 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» наследники реабилитированных репрессированных имеют право получить оригиналы фотографий, рукописей и других личных документов, которые могли быть приобщены к делу и сохранились в нем. Просьбу выдать вам сохранившиеся документы можно прописать отдельно либо в запросе в архив, либо, если вы увидели сохранившиеся документы уже при знакомстве с делом в читальном зале архива, отдельным заявлением.
4. Информационные центры МВД
Какие документы хранятся в этих архивах?
В архивных подразделениях МВД хранятся несколько разных типов документов, касающихся судеб жертв политических репрессий. Например:
- документы из архивов исправительно-трудовых лагерей: чаще всего архивы расформированных лагерей, находившихся в том или ином регионе, передавались на хранение в соответствующее региональное архивное подразделение МВД. Это могут быть личные дела умерших в лагере заключенных (а вот дела на освободившихся из лагеря уничтожались), а также учетные карточки, в которых указывалась основная биографическая информация о человеке
- документы персонального учета спецпоселенцев и ссыльных: как раскулаченных, а затем высланных, так и тех, кто был выслан по национальному признаку
- документы о привлеченных к принудительному труду (трудармия)
Какие услуги оказывает архив?
Информационные центры МВД оказывают услуги по выдаче архивных справок, копий архивных документов или выписок из них. Также у заявителя есть возможность ознакомиться с документами в читальном зале того архивного подразделения МВД, в котором они хранятся. Хотя на практике количество приглашений в читальные залы МВД для ознакомления с документами очень мало, даже для родственников репрессированных.
Услуга по выдаче архивных справок и копий архивных документов оказывается бесплатно (но копии делаются только для родственников, предоставивших соответствующие документы).
Какими нормативными правовыми актами регулируется оказание услуг архивом?
Кроме основных нормативных правовых актов, регулирующих доступ к информации и архивным документам, архив представляет услуги в соответствии с:
- Законом «О реабилитации жертв политических репрессий»
- «Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче архивных справок и копий архивных документов»
- Приказом Минкультуры, МВД и ФСБ («тройственным приказом»)
Кто может стать заявителем?
- гражданин РФ
- иностранный гражданин
- лица без гражданства
- уполномоченный представитель заявителя, если по тем или иным причинами сам заявитель не может отправить запрос в архив или ознакомиться с делом в читальном зале архива. В таком случае на уполномоченного представителя нужно оформить доверенность
Как составить запрос?
Запрос в архив можно составить в свободной форме, опираясь на этот образец запроса, или воспользовавшись формой запроса, которую предлагают сами Информационные центры МВД. Чаще всего образцы запросов о выдаче архивных справок или копий архивных документов можно найти на сайте МВД нужного вам региона. Найти эти образцы на сайтах не всегда просто, но чаще всего алгоритм поиска такой: Главная страница сайта → раздел «Для граждан» → подраздел «Государственные услуги» → далее — «Государственные услуги по линии информационно-справочной работы» → Предоставление государственной услуги по выдаче архивных справок.
В этом же подразделе обычно можно найти всю необходимую информацию об оказании услуги Информационным центром нужного вам региона.
Сколько ждать ответ?
Срок исполнения запроса – 30 календарных дней с даты регистрации запроса.
Как можно отправить запрос?
- почтой (адреса региональных Информационных центров МВД можно посмотреть в подразделе «Адреса инстанций»)
- личным обращением
Если вы отправляете запрос почтой, то лучше отправить его заказным письмом, чтобы была возможность отследить по трек-номеру информацию о том, когда письмо было получено и зарегистрировано Информационным центром. Это поможет понять, когда ожидать ответ: нужно отсчитать 30 календарных дней со дня регистрации отправления (на нее выделяется 1 день после получения письма) + примерный срок пересылки письма вам.
Что еще важно знать?
Ограничение на доступ к документам, в которых могут быть сведения о частной жизни человека, его личной или семейной тайне, согласно ФЗ «Об архивном деле» устанавливается на срок 75 лет со дня создания того или иного документа. После истечения 75-летнего срока требовать от заявителей документов о подтверждении родства архивы не должны.
Необходимо помнить, что на архивные документы не распространяется и федеральный закон «О персональных данных». Биографические сведения человека, которые содержатся в документах архивного фонда, не могут быть конфиденциальными, если специально не был обозначен особый порядок доступа. То есть по умолчанию доступ к архивным документам должен быть открыт: до истечения 75 лет со дня создания документов – родственникам репрессированного, спустя 75 лет – всем исследователям.
Но многие региональные архивы МВД трактуют биографическую информацию из документов именно как персональную. И порой требуют от людей, отправивших запрос о репрессированном, быть не только его родственником и наследником (и, конечно, предоставить документы о подтверждении родства), но еще и предоставить справку о смерти человека. Но это требование абсурдно: зачастую родственники или исследователи как раз и ищут информацию о судьбе человека после того, как он попал в лагерь или на спецпоселение, им неизвестно, например, умер человек в лагере или уже после освобождения. Как в таком случае можно предоставить справку о смерти человека? Где ее взять?
В соответствии с законом, документы, касающиеся репрессированных в 1920–1930-х и начале 1940-х годов должны быть открыты для всех исследователей, а не только для родственников. Но архивные службы МВД даже спустя 75 лет со дня создания документов требуют доказать родство. И для многих людей, которые сталкиваются с этим требованием, оно становится непреодолимым: немало историй поиска информации о репрессированных, требующих обращения в архивные подразделения МВД, заканчивается именно так.
5. Федеральные и региональные архивы
Какие документы хранятся в этих архивах?
В государственных архивах – федеральных и региональных – может хранится множество разных типов документов, касающихся репрессированных. В том числе в госархивах на хранении могут оказаться и те документы, которые чаще всего хранятся в ведомственных архивах. Например, архивно-следственные дела осужденных по политическим статьям чаще хранятся в архивах ФСБ, но в некоторых регионах такие дела или их часть были переданы на хранение в федеральные (например, ГАРФ в Москве) или областные и краевые архивы.
Разобраться с вопросом, какие документы хранятся в ведомственных архивах, а какие – в государственных, не всегда просто, конкретного перечня нет. Часто получить ответ можно только с помощью запросов в сами архивы.
Итак, какие документы можно найти в государственных архивах?
- документы лишенных избирательных прав – списки «лишенцев» и личные дела ходатайствующих о восстановлении избирательных прав
- документы о раскулачивании – документы о конфискации имущества, решения сельсоветов, рай-/гор-/облисполкомов, записи о высылке и т.д.
- архивно-следственные дела осужденных по политическим статьям, переданные из архивов управлений ФСБ
- фильтрационно-проверочные дела на бывших советских военнопленных и угнанных на принудительные работы в Германию в 1941–1945 гг., переданные из архивов управлений ФСБ
- документы исправительно-трудовых учреждений
- и другие
Какие услуги оказывает архив?
Федеральные и региональные архивы оказывают услуги по выдаче архивных справок, копий архивных документов или выписок из них. Также у заявителя есть возможность ознакомиться с документами в читальном зале архива.
Обычно запросы о применении политических репрессий относятся к социально-правовым – то есть запросам, которые подтверждают информацию, нужную для получения заявителем различных социальных льгот. В случае с репрессированными это могут быть, например, льготы для реабилитированных, предусмотренные в законе «О реабилитации жертв политических репрессий». Социально-правовые запросы выполняются бесплатно, но в таком случае некоторые архивы могут потребовать обоснование, для чего заявителю необходимы запрашиваемые сведения.
Но правоприменение в российских архивах часто работает по-разному, поэтому в одном архиве запрос о применении репрессий могут посчитать социально-правовым, в другом – тематическим. Тематические же запросы выполняются платно, согласно прейскуранту конкретного архива.
Копии документов о применении репрессий выдаются родственникам репрессированных, предоставивших документы о подтверждении родства, бесплатно.
Какими нормативными актами регулируется оказание услуг архивом?
Кроме основных нормативных правовых актов, регулирующих доступ к информации и архивным документам, архив представляет услуги в соответствии с:
- законом «Об архивном деле» того региона, в котором находится тот или иной региональный архив
- уставом архива
- правилами предоставления услуг, оказываемых архивом (например, по выполнению социально-правовых запросов)
Для каждого региона и архива нормативные акты и соответствующие документы нужно смотреть отдельно. Чаще всего они есть на сайте нужного архива, в разделах «Нормативно-правовая база»/«Документы» и т.д.
Кто может стать заявителем?
- гражданин РФ
- иностранный гражданин
- лицо без гражданства
- организация и общественное объединение
- орган государственной власти или местного самоуправления
Как составить запрос?
Обычно образцы запросов можно найти на сайте конкретного архива. Если на сайте образца нет, можно составить запрос в свободной форме, указав суть запроса, все сведения, известные о репрессированном, а также свои личные данные для ответа (ФИО, почтовый/электронный адрес, телефон).
Сколько ждать ответ?
По-разному, например, запросы социально-правового характера обычно выполняются в срок 30 календарных дней со дня регистрации, но в сложных случаях этот срок может увеличиться. Поэтому сроки оказания услуги лучше уточнять в самом архиве.
Как можно отправить запрос?
Здесь также нужно уточнять, каким способом можно отправить запрос в конкретный архив. Но обычно варианты такие:
- личным обращением
- через электронную почту архива
- почтой
- через сайт архива
- через сайт Госуслуги
Что еще важно знать?
Бесплатно ли можно получить информацию о репрессированном в федеральных и региональных архивах, а также копии документов – часто неоднозначный вопрос. Обычно возникает и множество других вопросов: если я родственник, то можно бесплатно получить копии, а если нет, то вообще нельзя или за деньги все-таки можно? Какую справку мне дадут в рамках социально-правового запроса? Почему там так мало информации? Как узнать больше?
Мы готовим отдельную статью, чтобы разобраться в этих вопросах.