Получена справка об удочерении, дающая доступ к архивному делу
03.11.2021По решению Сыктывкарского городского суда Министерство юстиции Республики Коми предоставило Раисе Литвиновой справку об удочерении с указанием фамилии, имени и отчества ее биологического отца — Федора Шаталова. Этот документ, доказывающий родство, позволит получить доступ к архивному делу, которого Раиса Литвинова и ее дочь Татьяна добивались с 2018 года.
Федор Шаталов был арестован на фронте Особым отделом НКВД 27 сентября 1942 года. Военный трибунал приговорил его к 10 годам лишения свободы по ст. 58-10 ч. 2 УК РСФСР (пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений). В 1992 году Шаталова реабилитировали.
Литвинова обратилась в Управление ФСБ Курской области для ознакомления с делом деда. Ей сразу выдали архивную справку, но для получения запрашиваемых материалов необходимо было представить документы, подтверждающие родственную связь.
Дочь Шаталова Раису удочерили, когда ей было двенадцать лет. Она запомнила своего родного отца, но подтверждающих родство документов у нее не осталось.
В 2018 году Татьяна Литвинова обратилась в ЗАГС и в Минюст Республики Коми за документами о родстве ее мамы и Федора Шаталова. Минюст, сославшись на тайну усыновления (удочерения), в просьбе отказал и рекомендовал обратиться в суд.
Международный Мемориал помог Литвиновым составить и подать в суд иск о предоставлении документов, подтверждающих биологическое родство. Интересы истцов в суде представляла адвокат Алина Богрий. 10 декабря 2020 года Сыктывкарский городской суд поддержал требования Литвиновых. Суд согласился с аргументами защиты, что тайна усыновления не является абсолютной и, согласно постановлению Конституционного суда РФ от 16 июня 2015 г. N 15-П, подлежит раскрытию, если имеется информационный интерес. Суд подтвердил, что Литвиновой сведения об отце нужны для выявления биологических связей. В таких случаях речь идет об информационном интересе, который может заключаться в желании знать о своих предках.
«Это было третье заседание. Мы изначально просили просто обязать Минюст Республики Коми предоставить сведения о биологическом отце Раисы. В итоге мы уточнили требования, конкретизировали и просили предоставить справку по утвержденной форме, где есть отдельная графа для иных сведений, куда вписать фамилию, имя и отчества биологического отца – Шаталова. Судья поддержала требования, представители Минюста не возражали. Они объясняли в суде, что самостоятельно предоставлять такие сведения не могут, потому что за это предусмотрена уголовная ответственность», – рассказала юрист Алина Богрий.
Руководитель юридической службы Международного Мемориала Марина Агальцова, которая вместе с Алиной Богрий вела дело, подчеркнула: благодаря данному судебному решению стало ясно, каким образом нужно действовать, чтобы получить документальные доказательства биологического родства.
«Это очень важная победа для нас, – пояснила Марина Агальцова. – Когда я искала, каким образом нам поступить в этой ситуации, когда нужно было доказать биологического родство, вариантов было крайне немного, всего лишь одно решение Верховного Суда. У нас есть тайна усыновления-удочерения, поэтому ЗАГС отказывался предоставить подтверждение родства Раисы Литвиновой с ее отцом Шаталовым. Мы сначала подали первый иск об обжаловании отказа ЗАГСа, суд отказался его удовлетворять, прицепился к тому, что я направила адвокатский запрос и приложила ордер, а нужно было доверенность. Из слов судьи мы поняли, что нам нужно направлять иск о предоставлении документов, подтверждающих биологическое родство, и вот мы его подали, он удовлетворен».