УФСБ по Ивановской области заявило о наличии гостайны в обосновании ограничения доступа к рассекреченным протоколам НКВД 1938 года

11.17.2021

16 ноября 2021 года в Октябрьском суде г. Иваново  состоялось второе заседание по  иску исследователя национальных операций НКВД Сергея Прудовского к Управлению Федеральной службы безопасности (УФСБ) по Ивановской  области о неправомерном ограничении доступа к рассекреченным протоколам Особой тройки при УНКВД по Ивановской области за период с 17 сентября по 15 ноября 1938 года.

На этом заседании ответчик должен был представить суду обоснование экспертной комиссии, на основании которого ограничили доступ к рассекреченным протоколам троек УНКВД по Ивановской области. Однако представитель УФСБ по Ивановской области запрошенные судом документы не предъявил, заявив о наличии в них гостайны.

Комментарий юриста Международного Мемориала Наталии  Секретаревой, представлявшей интересы истца в суде:

«Напомню, что на предыдущем заседании, 28 октября, представитель УФСБ по Ивановской области выдвинул новое обоснование ограничения доступа к протоколам заседаний троек УНКВД по Ивановской области – якобы «указанные документальные материалы содержат сведения, распространение которых на территории Российской Федерации может повлечь разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды». До этого УФСБ по Ивановской области ссылалось лишь на то, что в протоколах троек содержатся «сведения, содержащиеся в личных делах осуждённых, а также сведения о принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц, кроме сведений, которые являются общедоступными в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»» (п. 7 Перечня сведений конфиденциального характера, утв. Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188). На предыдущем заседании суд истребовал у УФСБ документы, на основании которых был ограничен доступ к протоколам заседаний троек УНКВД по Ивановской области.

На заседании 16 ноября, уже с учетом довода о гостайне,  суд определил передать дело на рассмотрение в Ивановский областной суд.

Утверждения о наличии гостайны в обосновании ограничения доступа к рассекреченным протоколам заседаний троек УНКВД больше всего похожи на попытку затянуть процесс и незаконно ограничить доступ к архивным документам о политических репрессиях. Возможно, это тактика УФСБ  –  их коллеги из Тулы заявили абсолютно такой же аргумент с разницей в неделю. Это легко представить. Довод о том, что распространение сведений из протоколов заседаний троек УНКВД 1938 года может разжечь ненависть и вражду не основан на законе. Поэтому, спрятать такое обоснование от людей – наверное, единственный способ его отстоять».

Решение суда:

Напомним, Сергей Прудовский одновременно судится с УФСБ по Ивановской области и с УФСБ по Тульской области, которые отказали ему в ознакомлении с протоколами заседаний троек НКВД за период с 17 сентября по 15 ноября 1938 года. Эти документы исследователю нужны для получения сведений о количестве  приговоренных в Ивановской и Тульской областях при завершении национальных операций НКВД. Согласно Справке № 1 Спецотдела НКВД СССР, в этот период по всей стране по оперативному  приказу НКВД СССР № 00606 от 17 сентября 1938 года приговоры были вынесены более 105-ти тысячам человек, из них 72 тысячи – расстрельных.  Однако в справке не отражены сведения о числе приговорённых тройками  УНКВД по Ивановской и по Тульской областям.

В начале текущего года по  заявлению Сергея Прудовского  запрошенные им протоколы рассекретили, но оба Управления ограничили к ним доступ, сославшись на ч. 1 ст. 25 Федерального закона «Об архивном деле».

Так как по указанной статье доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором или законодательством Российской Федерации, Сергей Прудовский попросил  разъяснить, какими положениями законодательства предусмотрено подобное ограничение.

УФСБ  по Тульской области в своем итоговом ответе на запрос Прудовского указало, что  доступ к протоколам ограничен в соответствии со статьёй 6 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности», подпунктом 4.1 пункта 4 статьи 8, пунктами 1, 2 статьи 9 и пунктом 6 статьи 10 Закона «Об информации», устанавливающим запрет на распространение информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Этот ответ УФСБ исследователь получил, когда уже подал иск в Центральный районный суд г. Тулы. Рассмотрение иска в Туле началось 21 октября — за неделю до первого заседания суда в Иваново.

УФСБ по Ивановской области изначально ссылалось  на статьи  9 и 10 Федерального закона «Об информации» и пункт 7 Указа Президента РФ № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».   Но уже на первом заседании суда, 28 октября, представитель УФСБ по Ивановской области вдруг заявил, что экспертная комиссия, которая рассекречивала документы, одновременно приняла решение об ограничении к ним доступа, так как содержащиеся в документах сведения могут  рассматриваться, как разжигающие национальную рознь. Истец подал ходатайство об истребовании судом обоснования экспертной комиссии, которое Октябрьский суд г. Иваново удовлетворил.  

На заседании суда 10 ноября  УФСБ по Тульской области сделало новое заявление  – якобы решение о рассекречивании протоколов троек и об ограничении доступа к ним содержит «сведения, составляющие государственную тайну с грифом «секретно»», и подало ходатайство о передаче  дела в Тульский областной суд. Центральный  районный суд г. Тулы удовлетворил  это ходатайство, так как связанные с гостайной  дела рассматривают суды федерального значения.

Ивановское УФСБ в свою очередь, как стало очевидно на заседании 16 ноября, переняло тактику Тульского УФСБ.  

Репортаж телекомпании «Барс». г. Иваново о судебном процессе.

Теги

протоколы "троек" Сергей Прудовский суд с ФСБ