В дело о доступе к несекретным протоколам НКВД втерлась засекреченность решения ФСБ об ограничении доступа
11.10.2021
10 ноября состоялось второе предварительное заседание Центрального районного суда г. Тулы по иску исследователя национальных операций НКВД Сергея Прудовского к Управлению Федеральной службы безопасности (УФСБ) по Тульской области о неправомерном ограничении доступа к рассекреченным архивным документам – протоколам Особой тройки при УНКВД по Тульской области.
«Судья удовлетворила ходатайство представительницы УФСБ, которая просила передать административное дело по подсудности в Тульский областной суд, – сообщила юрист Международного Мемориала Наталия Секретарева. – Ответчик мотивировал это тем, что решение о рассекречивании протоколов троек и об ограничении доступа к ним – это одно и то же решение, в котором содержатся «сведения, составляющие государственную тайну с грифом «секретно»». Представительница УФСБ посчитала, что без представления этих документов в суд невозможно рассмотреть дело. Дела, связанные с гостайной, рассматривают в первой инстанции суды федерального значения. В нашем случае – Тульский областной суд.
Мы были не согласны с тем, что дело нужно передавать в областной суд. На прошлом заседании мы ходатайствовали об истребовании копии решения об ограничении доступа к протоколам троек или о предоставлении выписки из него, которая позволила бы наконец понять, почему УФСБ не даёт ознакомиться с протоколами заседаний троек УНКВ по Тульской области 1938 года. Но наше ходатайство судья так и не рассмотрела. Получается абсурдная ситуация: сами протоколы рассекречены, а решение о рассекречивании и об ограничении доступа к несекретным протоколам – гостайна. Почему, на каком основании – мы не знаем. Выходит, причины ограничения доступа секретнее самих протоколов заседаний троек УНКВД.
Ждём мотивированного определения судьи, чтобы решить: будем оспаривать передачу дела в областной суд или уже будем биться за доступ к протоколам по существу в Тульском облсуде».
Сергей Прудовский в свою очередь подчеркнул, что наложение грифа «секретно» на само обоснование отнесения протоколов троек к данным ограниченного доступа – это по сути позиция: что хотим то и делаем, не ваше собачье дело!
Напомним, Сергей Прудовский оспаривает неправомерное ограничение доступа и отказ в ознакомлении с протоколами заседаний тройки при Управлении НКВД по Тульской области за период с 17 сентября по 15 ноября 1938 года. Эти протоколы по запросу Прудовского тульское УФСБ рассекретило в полном объеме, но при этом сообщило, что доступ к ним ограничен в соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона «Об архивном деле».
Затем, когда Сергей Прудовский попросил уточнить, какими именно положениями закона предусмотрено подобное ограничение, УФСБ сослалось на статью 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Так как указанная УФСБ статья никак не ограничивает доступ к архивным документам, Сергей Прудовский обратился с иском в Центральный районный суд г.Тулы.
В иске исследователь указал на то, что ограничение доступа к рассекреченным архивным протоколам не предусмотрено ни одним федеральным законом.Более того, сведения, содержащиеся в рассекреченных протоколах заседаний внесудебного органа – тройки УНКВД по Тульской области, попадают под действие Указа Президента РФ от 23 июня 1992 года «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека». Пункт 2 данного Указа устанавливает, что не должно существовать ограничений на ознакомление со сведениями о числе лиц, необоснованно подвергшихся наказаниям в уголовном и административном порядке и иным мерам государственного принуждения за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и другим признакам, протоколами заседаний внесудебных органов, служебной перепиской и другими материалами, непосредственно связанными с политическими репрессиями.
Уже после подачи иска УФСБ прислало ответ, что доступ к протоколам ограничен в соответствии со статьёй 6 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности», подпунктом 4.1 пункта 4 статьи 8, пунктами 1, 2 статьи 9 и пунктом 6 статьи 10 Закона «Об информации».
При этом статья 6 закона «О ФСБ» лишь закрепляет принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина в деятельности ФСБ, а пункт 6 статьи 10 закона «Об информации» устанавливает запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Отсылка к этой статье, безусловно, вызывает вопрос: что именно в документе, созданном УНКВД СССР по Тульской области, УФСБ считает пропагандирующим войну или разжигающим ненависть и вражду?
21 октября 2021 года в Центральном суде г. Тулы состоялось предварительное заседание, на котором истец подал ходатайства об истребовании судом и приобщении к материалам административного дела протоколов троек УНКВД, а также документов, которые могут содержать основания для ограничения доступа к этим протоколам: решение Экспертной комиссии УФСБ России по Тульской области по работе с документами от 26 апреля 2021 года и распорядительный документ, подтверждающий наложение ограничения доступа к протоколам.