В Туле оспаривается ограничение доступа к архивным протоколам тройки НКВД
10.22.202121 октября в Центральном суде г. Тулы началось рассмотрение иска исследователя национальных операций НКВД Сергея Прудовского к Управлению Федеральной службы безопасности (УФСБ) по Тульской области о неправомерном ограничении доступа к рассекреченным архивным документам – протоколам Особой тройки при УНКВД по Тульской области.
«Мы приобщили последнее письмо УФСБ, которое получили уже после подачи иска, и наш ответ на него, — сообщила юрист Международного Мемориала Наталия Секретарева, представляющая интересы истца в суде. — Мы также ходатайствовали об истребовании и обозрении в суде:
— протоколов троек УНКВД по Тульской области, к которым УФСБ ограничило доступ,
— текста решения об ограничении доступа и решения Экспертной комиссии УФСБ по Тульской области по работе с документами от 26 апреля 2021 года, которым рассекретили протоколы.
Эти два ходатайства пока не рассмотрели, поскольку они прямо связаны с существом дела».
Оказалось, что ответчик не успел подготовиться к заседанию, так как, по заявлению представительницы УФСБ, иск они получили накануне. В результате заседание перенесли на 10 ноября.
Сергей Прудовский оспаривает неправомерное ограничение доступа и отказ в ознакомлении с протоколами заседаний тройки при Управлении НКВД по Тульской области за период с 17 сентября по 15 ноября 1938 года.
В настоящее время Сергей Прудовский изучает завершающий этап национальных операций НКВД. Согласно справке № 1 Спецотдела НКВД СССР, в этот период, в соответствии с приказом НКВД СССР № 00606 от 17 сентября 1938 г., были вынесены приговоры в отношении более 105 тысяч человек, из них более 72 тысяч приговорены к расстрелу. Однако в справке не отражены сведения по Тульской области.
В связи с этим в феврале 2021 года Сергей Прудовский начал переписку с УФСБ России по Тульской области по вопросу ознакомления с протоколами заседаний Особой тройки НКВД/УНКВД по Тульской области за период с 17 сентября по 15 ноября 1938 года.
В письме от 30 апреля 2021 года УФСБ сообщило, что по запросу Прудовского данные документы рассекречены в полном объеме, но доступ к ним ограничен в соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона «Об архивном деле».
Сергей Прудовский попросил разъяснить, какими именно положениями закона предусмотрено подобное ограничение, так как по статье указанного в ответе УФСБ закона доступ к архивным документам может быть ограничен только международным договором или законодательством Российской Федерации.
УФСБ уточнило: в соответствии со статьёй 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Исследователь возразил, что эта статья никак не ограничивает доступ к архивным документам, на что получил ответ аналогичный предыдущему.
Так как ограничение доступа к архивным документам оказалось безосновательным, Сергей Прудовский обратился в суд.
В иске исследователь указал на то, что ограничение доступа к рассекреченным архивным протоколам не предусмотрено ни одним федеральным законом. Более того, пункт 2 Указа Президента РФ от 23 июня 1992 г. «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека» устанавливает: не должно существовать ограничений на ознакомление со сведениями о числе лиц, необоснованно подвергшихся наказаниям в уголовном и административном порядке и иным мерам государственного принуждения за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и другим признакам, протоколами заседаний внесудебных органов, служебной перепиской и другими материалами, непосредственно связанными с политическими репрессиями.
Сведения, содержащиеся в рассекреченных протоколах заседаний внесудебного органа – тройки УНКВД по Тульской области, попадают под действие данного Указа, следовательно, на них не могут быть наложены какие-либо законодательные ограничения доступа.
Сергей Прудовский также отметил, что в кассационном определении Верховного Суда РФ по делу актера Георгия Шахета (от 5 июля 2019 года) указано, что доступ к архивному документу, которому более 75 лет, может быть ограничен лишь в случае наложения на него грифа секретности. Но УФСБ России по Тульской области сообщило, что протоколы полностью рассекречены. Следовательно, они не содержат сведений, составляющих гостайну.
Таким образом, УФСБ России по Тульской области неправомерно ограничило доступ к протоколам заседаний тройки при УНКВД по Тульской области, чем нарушило право исследователя на ознакомление с данными архивными материалами.
Уже после подачи иска был получен ответ УФСБ о том, что доступ к протоколам ограничен в соответствии со статьёй 6 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности», подпунктом 4.1 пункта 4 статьи 8, пунктами 1, 2 статьи 9 и пунктом 6 статьи 10 Закона «Об информации».
Из последнего ответа УФСБ так и не стало ясно, почему доступ к протоколам был ограничен. Статья 6 закона «О ФСБ» лишь закрепляет принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина в деятельности ФСБ, а пункт 6 статьи 10 закона «Об информации» устанавливает запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
На заседании 21 октября истец подал ходатайства об истребовании судом и приобщении к материалам административного дела протоколов троек УНКВД, а также документов, которые могут содержать основания для ограничения доступа к этим протоколам: решение Экспертной комиссии УФСБ России по Тульской области по работе с документами от 26 апреля 2021 года и распорядительный документ, подтверждающий наложение ограничения доступа к протоколам.
В ходатайствах истец указал на то, что в процитированных ответчиком законоположениях не приводятся какие-либо самостоятельные основания для ограничения доступа к архивным документам. В них только оговорено, что доступ к информации, включая архивные документы, может быть ограничен федеральными законами.
Статья 6 закона «О ФСБ», в свою очередь, лишь закрепляет принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина в деятельности ФСБ, а пункт 6 статьи 10 закона «Об информации» устанавливает запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Единственный способ удостовериться, что рассекреченные архивные протоколы, действительно, содержат сведения, перечисленные в пункте 6 статьи 10 закона «Об информации» — это обозреть их в суде.
«Очень интересно, что в протоколах тройки – документе, созданном УНКВД СССР по Тульской области – УФСБ считает пропагандирующим войну или разжигающим ненависть и вражду?» — прокомментировала Наталия Секретарева.
Кроме того, при истребовании судом протоколов для обозрения можно будет проверить, имеют ли эти документы пометку «Для служебного пользования», то есть — соблюдена ли в отношении них процедура ограничения доступа.
Напомним, Сергей Прудовский более 10 лет изучает национальные операции НКВД периода 1937-1938 годов. За это время органы НКВД провели 11 национальных операций, в рамках которых было осуждено более 226 тысяч человек, из них более 179 тысяч приговорены к расстрелу. Приговоры выносил непредусмотренный Конституцией СССР внесудебный орган — Комиссия НКВД и Прокурора СССР.
На фото слева на право: член Правления Тульского Мемориала Андрей Клочков, Сергей Прудовский, Наталия Секретарева