Арсений Левинсон: судья Верховного Суда по делу об отказе в представлении копий протоколов Особых «троек» НКВД поставил позицию ФСБ выше закона

12.24.2021

Судья Верховного Суда РФ В. Хаменков, изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Международного Мемориала на отказ Управления ФСБ (УФСБ) по Республике Карелия  предоставить за плату копии протоколов «троек» НКВД или разрешить истцу сфотографировать запрошенные архивные документы, отказал в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании. 

В своем определении ВС РФ поддержал доводы ответчика и нижестоящих судебных инстанций о том, что право на получение копий материалов прекращенных уголовных дел предоставлено только реабилитированным лицам и их родственникам.  

Комментарий юриста Арсения Левинсона,  представлявшего интересы Международного Мемориала в суде:

«По нашей кассационной жалобе председатель 2-го судебного состава Судебной коллегии по административным делам Владимир Борисович Хаменков истребовал административное дело из Петрозаводского городского суда Республики Карелия. Была надежда, что Верховный Суд  рассмотрит доводы жалобы по существу. Не случилось. Причину этому я вижу в неспособности руководства Верховного Суда беспристрастно проверять законность действий и решений Федеральной службы безопасности.

Ограничивая право на получение копий протоколов особых «троек» НКДВ, судья сослался на закон «О реабилитации жертв политических репрессий», который еще в 1991 году гарантировал реабилитированным лицами и их родственникам получение копий архивных документов. Только извращенное правосознание может признать эту специальную норму в законе   ограничением доступа к архивным документам о политических репрессиях для лиц, которые по общему правилу должны иметь к ним доступ, включающий право на получение копий. Прошло более 75 лет со времен массового государственного политического террора и внесудебных расправ, чинимых Особыми «тройками» НКВД. По истечении данного срока  по закону «Об архивном деле» не должно быть ограничений к архивным историческим документам по причине наличия в них персональных данных, личной и семейной тайны. Они должны быть полностью открыты и опубликованы. Страшные государственные преступления — внесудебные расправы и казни времен Большого террора должны напоминать нам о том, какую опасность представляет наделение органов госбезопасности чрезвычайными полномочиями. Но вместо этого судья Верховного Суда  изворотливо истолковывал закон так, как угодно чекистам, и принял решение, которое ставит позицию ФСБ выше закона.

В кассационной жалобе Международного Мемориала не было ничего об оспаривании правильности установления фактических обстоятельствах дела. Но, чтобы не рассматривать доводы жалобы по существу и даже не упоминать их, судья Верховного Суда сослался на то, что жалоба направлена «на переоценку фактических обстоятельств дела», что  не входит в полномочия суда кассационной инстанции».

Международный Мемориал намерен обратиться с жалобой в Конституционный Суд России для проверки на предмет дискриминации пользователей архивов. 

Получается, что пользователи архива, например, министерства обороны, равно как и пользователи Государственного архива РФ могут копировать документы. А как речь заходит об архивах ФСБ — ничего копировать нельзя, — пояснила адвокат Международного Мемориала Марина Агальцова

Напомним, 12 декабря 2019 года член правления Международного Мемориала Сергей Кривенко обратился в УФСБ Карелии с просьбой предоставить возможность самостоятельно сфотографировать 46 протоколов «троек» НКВД КАССР и 32 протокола «особой тройки» НКВД КАССР или выставить счет на оплату услуг архива за копирование.

Копии запрошенных документов Международному Мемориалу необходимы для исследования на тему «Большой террор в Карелии», требующего анализа решений органов власти СССР и КАССР. Важный элемент этой работы состоит в предъявлении копий архивных документов обществу для подтверждения исторической правды описываемых событий.

10 января 2020 года УФСБ Карелии отказало в просьбе, сославшись на отсутствие услуги платного ксерокопирования и на запрет самостоятельного фотографирования архивных документов.

Петрозаводский городской суд, в который Мемориал обжаловал отказ УФСБ, встал на сторону ответчика.  Апелляционная и кассационная инстанции оставили  решение Петрозаводского городского суда без изменений.

Нижестоящие суды  сослались на ч. 3 ст. 11 ФЗ  «О реабилитации жертв политических репрессий» и на Приказ Минкультуры РФ N 375, МВД РФ N 584, ФСБ РФ N 352 от 25.07.2006 года, указав, что право на получение копий архивных документов есть только у реабилитированных лиц и их родственников.

29 июня 2021 года Верховный Суд РФ зарегистрировал кассационную жалобу Международного Мемориала на решение Петрозаводского горсуда от 17.06.2020 года,  апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 07.09.2020 года и кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 07.04.2021 года.

В кассационной жалобе в ВС РФ Международный Мемориал указал, что нижестоящие суды неверно истолковали закон и не применили закон, подлежащий к применению.

Так, по закону «О реабилитации жертв политических репрессий» репрессированные лица и их родственники имеют право на получение бесплатных копий. На других лиц распространяется порядок, установленный гл. 6 закона «Об архивном деле в Российской Федерации», который прямо предусматривает возможность получения копий архивных документов при ознакомлении с ними. Пунктом 2 ч. 1.1 ст. 24 данного закона закреплено, что доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления подлинников и (или) копий необходимых пользователю документов, «в том числе в форме электронных документов».

Кроме того, возможность получения копий архивных документов предусмотрена подзаконными актами, например, пунктом 5.7 Приказа Минкультуры России N 526   «Об утверждении правил организации хранения, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях». Архив УФСБ по Республике Карелия относится к архивам государственных органов, значит, данные правила на него распространяются.

В государственных и муниципальных архивах по заказу пользователей за плату предоставляют им электронные копии архивных документов и/или разрешают самостоятельное копирование при ознакомлении с ними. Статья 19 Конституции России гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Различия в правах пользователей государственных и ведомственных архивов не имеют никакой разумной цели, противоречат Конституции РФ и  дискриминируют пользователей архивов ФСБ. 

Теги

кампания Мемориала копии архивных документов ФСБ суд с ФСБ